I.    Основные положения
       Трудовым законодательством предусмотрено, что работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков. На работодателей возлагается обязанность организовать труд работников и создать им нормальные условия труда. (Статье 212 ТК РФ)
                                                                II. Финансирование мероприятий по охране труда
      1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). (Статья 226 ТК РФ)
     2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
     3. Денежные средства и материальные ресурсы, предназначенные на осуществление мероприятий, не допускается использовать на другие цели. В тех случаях, когда выделенные на выполнение мероприятий денежные средства и материальные ресурсы используются не полностью (в результате экономии при выполнении работ или когда отпадает необходимость в отдельных мероприятиях), оставшиеся суммы средств и материальных ресурсов направляются работодателем на выполнение дополнительных мероприятий по охране труда.
                                                                       III. Планирование мероприятий по охране труда
        1. При планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться постановлением Министерства труда Российской Федерации от 27.02.95 № 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" и письмом Департамента охраны труда Министерства труда Российской Федерации от 05.01.96 № 3-13 "Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях". Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда является коллективный договор. Условия коллективного договора не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.
       2. Планирование охраны труда — это определение целей и задач по решению проблем охраны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и оперативное планирование.
       3. Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре. Коллективный договор заключается сроком на три года.
       4. Планируемые мероприятия должны быть конкретными и увязаны с объемами и источниками финансирования.
      5. Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работникам.
     6. Задачи программы:
       А) Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению условий труда работников.
       Б) Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими затратами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности.
      В) Разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно- гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер.
      7. Информационной базой для разработки программы служат: законодательные и нормативные правовые акты по охране труда; при разработке программы следует исходить из конкретной информации о положении дел в учреждении, которую содержат акты формы Н-1, Н-2, данные аттестации рабочих мест (СОУТ), результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, органов, осуществляющих управление соответствующей отраслью экономики, приказы и распоряжения собственно организации, предложения общественных организаций и работников.
       8. При выборе мероприятий, закладываемых в программу, приоритетными являются те, что направлены на устранение опасностей, грозящих смертельным исходом или увечьем.
      9. В программе, могут содержаться следующие мероприятия:  организационные;•  технические;•  мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-• профилактическая работа;  социально-экономические;•  мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ (НИР).
• В число организационных мероприятий включают:  определение прав и обязанностей в области охраны труда всех работников в• должностных инструкциях;  создание системы управления охраной труда; •  организацию обучения и инструктажей;•  организацию уголков по охране труда;•  обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ): •  организация контроля параметров вредных и опасных факторов и т.д.
• Среди технических мероприятий могут быть предусмотрены:  мероприятия по снижению уровней опасных и вредных факторов; •  устройство новых дверных проемов, перегородок, тамбуров и т.п.;•  и т.п.
• В число мероприятий по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактической работе включают:  ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих помещений,  умывальных, комнат отдыха, уголков отдыха,•  организацию питьевого снабжения;
• В программе могут быть предусмотрены следующие социально-экономические мероприятия:  Для получения независимой объективной оценки состояния условий и охраны труда, разработки рекомендаций и решений следует привлекать научно-исследовательские организации, лаборатории и т.п. Тематика исследований может включать в себя:  изучение условий труда;•  проведение аттестации рабочих мест;•  экспертизу условий труда;•  
• Эти мероприятия проводятся на договорной основе. Результатами, которых можно ожидать от реализации программы, являются:  число лиц, которым будут улучшены условия труда;
• Вся информация о ходе внедрения запланированных мероприятий должна поступать к директору (руководителю) программы, который осуществляет повседневный контроль ее выполнения.